Skip to main content

История театра

Братский кукольный театрИстория Братского театра кукол начинается с 1968 года. В молодой тогда город приехали кукольники из разных уголков Советского Союза. С комсомольским энтузиазмом и трудолюбием взялись они за дело: в первый же год в театре появились замечательные спектакли «Веселые медвежата», «Иван крестьянский сын», «Сказки Пушкина», «Веселая карусель». За этими постановками следили затаив дыхание не только юные братчане, но и полные залы маленьких зрителей по всей Иркутской области. Секрет успеха был, разумеется, не в совершенной технической базе, которую только предстояло создавать, а, как водится, в горящих глазах и восторженных сердцах первопроходцев: директора и режиссера Золотарева, художника Макарова, актеров Николая Гайдара, Людмилы Кузнецовой, Аркадия Бадиловского, Ольги Васютинской, Николая Борисова, Екатерины Париловой.

Теперь очутиться в сказке стало так просто: стоило переступить порог стилизованного теремка на улице ПодбельскогоВ 1969 году театр возглавила Евгения Семиусова. Благодаря кропотливому труду Евгении Лаврентьевны и всей команды театра сформировался основной костяк труппы и был сделан капитальный ремонт здания. Теперь очутиться в сказке стало так просто: стоило переступить порог стилизованного теремка на улице Подбельского, и ты сразу попадал в гости к мышке-норушке, комару-пискуну, зайке-попрыгайке и многим другим жителям волшебной страны. Не одно поколение братчан выросло на представлениях в теремке, а некоторые тайком тоскуют о нем до сих пор и мечтают переступить его порог за руку со своими детьми.

Главным режиссером театра в то время был Николай Гайдар в тандеме с художником Николаем Кувшиновым они создали более 50 спектаклей («Волшебная лампа Алладина», «Манук Отважное Сердце», «Чудеса с доставкой на дом», «Здравствуй, Красная Шапочка!» и многие другие). Оба они трудились не покладая рук на самых различных поприщах. Николай Иванович Кувшинов разрабатывал эскизы, участвовал в создании кукол, декораций, изобретал невероятные сценические механизмы (легче было бы перечислить чего не умел этот невероятно талантливый человек), а Николай Васильевич Гайдар писал пьесы, ставил спектакли, играл огромное количество ролей и делал все необходимое, чтобы после каждой постановки дети уходили из театра радостные и вдохновленные. Словом, Николай Иванович и Николай Васильевич – особые явления в театральной жизни Братска. Без них невозможно представить себе огромного этапа в становлении театра.

В 1971 году на посту главного режиссера Н.В. Гайдара сменяет Елена Чеховская, выпускница Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Елена Николаевна расширила творческие горизонты братской сцены. Активное использования «живого плана», обилие музыки, танцев, песен в ее постановках превращали каждый спектакль в яркое, динамичное зрелище, захватывая все внимание зрителей без остатка. Разумеется, работа в таких постановках требовала от актеров высочайшего мастерства, трудолюбия и выносливости. Все эти качества им успешно удавалось проявить - и не напрасно. Благодаря той самой зрелищности, ставшей приметой режиссерского почерка Елены Чеховской, куклы будто и впрямь оживали на сцене. Красноречивые свидетельства тому – великолепные постановки: «Сказка о маленьком Каплике», «Колобок», «Ай, да Мыцык» и многие другие.

Чуть позже (1980 – 1983 гг.) на посту главного режиссера работает выпускник Щукинского театрального училища А. М. Герценштейн. Все постановки Александра Моисеевича отличались индивидуальным режиссерским почерком и необыкновенной фантазией, но особенно запомнившейся и судьбоносной для театра стала сказка «Тирлямы в подземном королевстве» по повести известного советского писателя Г.П. Михасенко. История о желудях-тирлямах покорила сердца многих зрителей.

Геннадий Павлович МихасенкоПозже, в 1998 году, когда отмечался тридцатилетний юбилей театра, Н. Кувшинов (трудившийся в свое время над художественным оформлением постановки) предложил назвать театр именем этих сказочных существ. В память о блистательном спектакле и огромном таланте Геннадия Павловича Михасенко.

С 1984 по 2003 год во главе театра стоял заслуженный работник культуры России Юрий Кондратьевич Гусев. За, без малого, двадцать лет своей работы Юрию Кондратьевичу удалось создать в театре неповторимую творческую атмосферу и все условия для полноценного существования театра кукол. В период его руководства в театре работали режиссеры самого высокого уровня (немалая заслуга в этом, разумеется, самого Юрия Кондратьевича).

Первый из них, Владимир Иванович Бирюков (кстати, очередной представитель петербургской кукольной школы), трудился на посту художественного руководителя с 1984 по 1986 год. Сегодня можно смело сказать, что с именем Владимира Ивановича связана одна из самых ярких страниц в истории театра. Многие до сих пор с любовью и благодарностью вспоминают этого замечательного мастера и человека (ныне он возглавляет Пензенский театр кукол). При нем театр выходит на принципиально новый уровень развития. Приходят молодые актеры Ольга Шнитко, Ирина Шкурдалова, Юрий Раздымаха, Константин Святов, Владимир Ефимов, Роза Сафина, Светлана Погребняк, Ирина Исайкина, Галина Крашенникова. В репертуаре появляются неординарные и яркие постановки: «Мартынко», «Соломенный бычок», «Мальчиш-Кибальчиш», «Принцесса и свинопас», Известные всем с детства сюжетные ситуации приобретали другие, неожиданные, смыслы, способные заинтересовать не только юного, но и взрослого зрителя. Теперь родители приходили с детьми в театр не по обязанности, а с удовольствием. Каждый зритель мог найти в постановках Бирюкова смысл и эмоцию, обращенные именно к нему.

В 1986 году театр впервые выезжает на фестиваль театров кукол Сибири и Дальнего Востока в Томск, где показывает «Мальчиша–Кибальчиша».Налаживаются творческие контакты с польским театром из города Слупска. Советские и польские коллеги активно обмениваются творческими идеями, ездят друг к другу делегациями, ставят спектакли. Владимир Бирюков ставит в Слупске спектакль «Алёнушка и солдат» (художник Николай Кувшинов), а Зофья Миклинска в Братске - сказку «Заколдованный селезень» (художник Адам Кильян). Завершился этот партнерский проект обменными гастролями. Братский театр показал в Слупске и Гданьске «Волшебное кольцо» по мотивам сказки А. Платонова (режиссер Владимир Бирюков, художник Виктор Никоненко), а польская труппа привезла в Братск и Иркутск спектакль «Заколдованный селезень».

В 1997 году художественным руководителем театра стала Ида Петровна Спектор. Продолжается активная работа над репертуаром. Ида Петровна уделяет огромное внимание актерскому мастерству, вместе с актерами оттачивает роли, доводит до совершенства звучание голоса, мимику, каждый жест исполнителей. Она приглашает опытных педагогов по сценической речи и пластике. Плоды этих трудов зрители смогли оценить после премьеры спектаклей «Играем Буку», «Аистенок и Пугало», «Иван крестьянский сын».

Особенно ярким получился спектакль «Играем Буку» (режиссер И. Спектор, художник Н. Кувшинов, композитор О. Скопцов, актеры В. Ефимов. Н. Королева). Было решено поехать с ним на Тринадцатый международный фестиваль театров кукол в австрийском Мистельбахе. Вся труппа долго и старательно готовилась к поездке: спектакль предстояло играть на немецком языке, а значит, нужно было не только совладать с иноязычным текстом, но и не растерять при этом актерской убедительности и темпо ритма.

В целом фестиваль произвел на братскую труппу неизгладимое впечатление: огромное количество участников, интереснейших спектаклей из разных стран, знакомство с новыми возможностями кукольной сцены, установленные партнерские контакты и просто яркие эмоции и теплые воспоминания - это лишь то немногое, что подарил Мистельбахский фестиваль коллективу Братского театра кукол.

Братский театр куколПроработав в Братске четыре года, Ида Спектор покидает страну. Начинается один из самых трудных периодов в истории театра. Старое здание (тот самый сказочный теремок), построенное в 70-ые годы, приходит в аварийное состояние. Работать там больше не представляется возможным, готовится переезд под крышу ДК «Металлург». В это время художественное руководство театром берет на себя заслуженный артист России В. Н. Попов. В бывшем кинозале дома культуры проводится реконструкция помещений, чтобы адаптировать новые пространства к театральной специфике. Несмотря на большие технические трудности, Владимир Николаевич ставит интересные спектакли, ориентированные на старших школьников и взрослую публику. В интересной манере, комбинирующей живой план, планшетные куклы и маски, был решен спектакль «Ромео и Джульетта». В это же время появляются спектакли «Екатерина Великая» и «Женитьба Бальзаминова», также ориентированные в первую очередь на взрослую публику.

Довольно продолжительный творческий путь связывает наш театр с Ю.А. Уткиным (очередным выпускником петербургской школы). В это время театру приходится непросто: начинается реорганизационное слияние ДК «Металлург», драматического и кукольного театров в одно учреждение культуры – ТКЦ «Братск-АРТ». Споры о целесообразности такого шага идут до сих пор, но если трезво взвесить факты, то, наверное, стоит признать: реорганизация не принесла ожидаемых плодов. Драмтеатр отделился и переехал в новое здание, театр кукол существует под крышей бывшего дома культуры, но автономно.

В то реорганизационное время, когда, казалось бы, руководство неизбежно должно было погрязнуть в бумажных болотах и разделах имущества, театр все же продолжает жить полноценной жизнью: Ю.А. Уткин ставит новые спектакли, («Караван сарай», «Терешечка» «Хитана», «Лесная сказка про Шустрика и Бобрика»), работает с актерским составом, приглашает молодых интересных художников, режиссеров, участвует в региональных фестивалях. Сотрудничество с Юрием Анатольевичем – следующая яркая страница в творческой биографии театра, поэтому расставаться с ним было нелегко. Но судьба распорядилась так, что он был вынужден покинуть Братск. Чуть позже Юрий Анатольевич стал главным режиссером Иркутского областного тетра кукол «Аистенок»

Сегодня театр продолжает трудиться, преодолевать трудности, продолжается кропотливая работа над созданием новых спектаклей: «Золотой цыпленок», «Великая тайна», «Обнимите меня, пожалуйста», «Жирафа и Носорог», «Сказка про царя Коварного и Вовку пожарного», «Всё спокойно, происшествий нет», «Потерявшиеся платочки» и многих других.

Огромнейшей заслугой людей, которые работают сегодня в театре, стало проведение IV Межрегионального фестиваля театров кукол Сибири «PRO Братск» в рамках «Сибирского соглашения», который прошел в 2009 г. Братские девчонки и мальчишки смогли увидеть спектакли таких театров Сибирского региона.

Театр четко обозначил свое место в культурной жизни Братска, и можно с уверенностью говорить об огромном потенциале и широких творческих перспективах Братского театра кукол «Тирлямы». Для всех актеров, режиссеров этого театра, досконально освоивших ремесло кукольников и полюбивших куклу и сцену на всю жизнь, самая любимая площадка - это родная сцена, самый любимый зритель - маленький братчанин. Театр кукол, каким бы ни было его начало - культовым, магическим, бытовым, вырос из жизни и всегда, в любые исторические времена был тесно связан с ней самыми тесными узами.

data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,lj"
>